Вот что на самом деле означали индексы советских автомобилей: вовсе не случайный набор цифр

Вот что на самом деле означали индексы советских автомобилей: вовсе не случайный набор цифр
Всегда казалось, что их берут из головы.
Вот что на самом деле означали индексы советских автомобилей: вовсе не случайный набор цифр
razrisyika.ru

Все прекрасно помнят сложносочиненные индексы советских автомобилей, но никто не догадывается, что они означают: обывателю все это кажется бессмысленным нагромождением цифр. 

 

И нет, заводчане не присваивали своим автомобилям номера при помощи генератора случайных чисел. Оказывается, со второй половины 60-х автомобильные индексы отечественных моделей являются шифрами, в которых хранится ценная производственная информация.

 

Дело в том, что до конца Великой Отечественной какой-либо четкой системы индексации автомобилей и грузовиков в СССР не было. В индексах царил настоящий хаос, ведь каждое предприятие нумеровало автомобили по-своему, исходя из своих производственных соображений. 

 

Когда стало понятно, что дальше так продолжаться не может, проблему поручили решить Межзаводскому бюро технической документации. Под руководством инженера горьковского завода Самуила Челова в Союзе появилась первая «осмысленная» трехзначная система автомобильных индексов. Каждый завод в стране получал определенный диапазон числовых значений для установки индексов. Размер диапазона определялся мощностями предприятия и размерами производства. Например, ГАЗ получил цифры 1-99, ЗИЛ — 100-199 и так далее. 

 

Все авто должны были нумероваться строго по очереди, причем речь идет как о пошедших в производство образцах, так и о экспериментальных. Исключение сделали лишь для Горьковского автозавода, как самого крупного предприятия отрасли в стране. Одному лишь ГАЗу дали возможность осуществлять нумерацию исходя из собственных стандартов.

 

В 66-м году было принято решение переработать систему индексации. За помощью обратились к тому же Человеку, который разработал норматив «025 270-66», ставший одноименным ГОСТом, используемым и по сей день.

 

Что же она из себя представляет? Первая цифра индекса — это класс транспортного средства в зависимости от объема силовой установки: 1 — крошечное, 2 — малое, 3 — обычное, 4 — большое и 5 — наибольшее. Исключение было сделано лишь для грузовиков и автобусов. В случае с грузовиками первая цифра индекса означала полную массу в тоннах, с автобусами — длину в метрах. Вторая цифра индекса — тип ТС: 1 — легковушка, 2 — автобус, 3, 4, 5 — грузовики, тягачи, самосвалы, 6 — цистерна, 7 — фургон. Третья и четвертая цифры служили заводским обозначением номера модели. А пятая цифра сообщала о номере модификации основной модели (в связи с этим она присутствовала не в каждом индексе). Ну а шестая цифра сообщала о том, что модель является экспортной, пишет novate.ru.

 

Ранее рассказывалось, зачем пожилые люди застилают дно тележки с продуктами газеткой. 

Читайте также
Срочно обрежьте эти три дерева в начале сентября: в следующем году будет шикарный урожай
Жителям Самары назвали самые грибные места региона

Самым популярным направлением у грибников стало восточное.

В Самарской области родившим до 25 лет заплатят по 100 тысяч рублей

О соответствующем решении рассказал Вячеслав Федорищев.

В Самаре за месяц произошел резкий скачок цен на квартиры

Стоимость «квадрата» за август выросла на 0,6 процента.